Рынок минеральной и питьевой воды 2011

15 сентября 2011 г.
Рекомендую

о разным оценкам, доля пресной воды составляет 2,5-3% общего объема воды на Земле. Причем большая часть ее запасов содержится в виде льда. Таким образом, воды, пригодной к употреблению, на планете не так уж много. С каждым годом информации об истощении природных запасов пресной воды становится все больше. Такая тенденция способствует быстрому росту и развитию рынка минеральной и питьевой воды.

По оценкам международной гидрологической программы Юнеско, проводившейся в 2008 году, Россия входила в мировую десятку стран с самой чистой водой. На первом месте находилась Финляндия. Однако о реальной чистоте водных ресурсов в нашей стране говорить не приходится. Попадание России в десятку рейтинга объясняется лишь тем, что большой объем водных ресурсов обеспечивает поглощение многочисленных промышленных отходов, и их концентрация в воде довольно низкая, по сравнению с показателями других стран. При этом всего 1% потребляемой россиянами воды соответствует мировым стандартам качества.

Покупка минеральной и питьевой воды для многих россиян стала постоянной статьей расходов. Так, в 2010 году объем розничной торговли безалкогольных напитков, четвертую часть которых формируют продажи питьевой и минеральной воды, составил почти 150 млрд рублей. В целом реализация безалкогольных напитков на протяжении всего года растет, но в первом квартале происходит снижение, что связано с низким уровнем потребления безалкогольных напитков в зимнее время (рис. 1).

Выручка предприятий розничной сети в январе-марте 2011 года составила 36,2 млрд рублей, что меньше показателя за октябрь-декабрь 2010 года на 24%. За первое полугодие 2011 года на российском розничном рынке было реализовано продукции на сумму 90,4 млрд рублей – это на 41% больше, чем было продано в аналогичный период 2010 года.

В 2010 году больше всего безалкогольных напитков – более трети общероссийского оборота – было продано в Центральном ФО. Вдвое меньше было реализовано в Приволжском округе. Южный ФО в 2010 году находился на третьей позиции – выручка от продаж там достигла 19,4 млрд рублей.

Крупнейшим регионом по объему реализации безалкогольных напитков в 2010 году была Москва, где было продано продукции на 24,1 млрд рублей. Почти на 10 млрд рублей меньше показатель для Московской области. В тройку лидеров по обороту розничной торговли безалкогольными напитками в стоимостном выражении также вошел Краснодарский край. Снижение объемов реализации наблюдалось в 2010 году только в трех субъектах РФ – в Забайкальском крае, Республике Алтай и в Кабардино-Балкарии. В остальных регионах отмечалось увеличение продаж. Так, в Башкирии выручка выросла почти в 3,2 раза, а в Ленинградской области – в 2,8 раз.

В среднем российский рынок минеральной и питьевой воды ежегодно растет на 14-15% в натуральном выражении. Исключением стал 2009 год, когда рынок просел на 4%. По расчетам аналитиков Intesco Research Group, в 2010 году объем рынка вновь показал положительную динамику и достиг показателя в 465,3 млн дкл. Темп прироста за год составил 15,5%, или 62 млн дкл. В первом полугодии 2011 года объем рынка вырос на 9% по отношению к аналогичному периоду 2010-го. Таким образом, можно говорить о продолжающемся тренде к увеличению данного показателя.

Доля импортной продукции на рынке минеральной и питьевой воды незначительна: в 2010 году зарубежные производители формировали всего 0,2% рынка. В августе 2011 года появилась информация о возможном возобновлении импортных поставок грузинской минеральной воды «Боржоми», к которой у россиян особое отношение. Для многих потребителей этот продукт является знаком качества и ассоциируется с советским прошлым, где, по мнению многих, «не было место фальсификации». В 2006 году был наложен запрет на ввоз минеральных вод с территории Грузии из-за несоответствия качества, и если сейчас поставщики смогут обеспечить безопасность напитков, то оригинальная грузинская продукция вновь появится на российском рынке.

О рынке минеральной и питьевой воды принято говорить в совокупности, так как сегменты этой общей категории пересекаются между собой как по назначению, так и по свойствам. Питьевой называют бутилированную воду, которая подвергнута очистке и часто искусственно обогащена минералами. Происхождение воды может быть любым: она может быть добыта из источника, артезианской скважины, озера или обычного водопровода. Минерализация таких вод сравнительно не высокая – предельно допустимая концентрация обычно составляет 0,5 граммов/литр.

Для ежедневного употребления также подходит минеральная столовая вода. От простой питьевой воды она отличается происхождением, так как добывается только из природного источника. Если вода носит название минеральной, это значит, что она не подвергалась никакой переработке и попала в бутылку напрямую из источника – подземного, наземного или надземного. Примером могут служить хорошо известные «Ессентуки №17» и «Боржоми», в каждом литре которых содержится до 14 граммов разных минералов, или бельгийская Spa, которая выпускается как в низкоминерализованном виде, так и с высокой концентрацией полезных солей.

Минеральную воду принято делить на три группы. К первой группе относятся столовые воды с минерализацией не более 1 грамма солей на литр. Вторую группу составляют лечебно-столовые воды с минерализацией от 1 до 10 граммов/литр, а третью – лечебные воды с минерализацией от 10 граммов/литр и выше.

Также выделяется искусственно минерализованная вода. Эта группировка включает обыкновенную питьевую воду, которая имеет добавки активных элементов – минеральных солей или газов, содержащихся в соответствующих природных минеральных водах.

В 2010 году суммарное производство питьевой и всех видов минеральных вод в России составило 459,8 млн дкл, что на 15,3% больше, чем в 2009-м (рис. 2).

Отечественное производство минеральной и питьевой воды является сезонным. Максимальные объемы выпуска этой продукции наблюдаются в летние месяцы. После пика обычно идет значительный спад производства вплоть до ноября. В декабре отмечается небольшой рост объема производства в связи с увеличением потребления в новогодние праздники. В январе объемы выпуска минеральной и питьевой воды самые низкие.

Доля продукции, выпущенной предприятиями Центрального ФО в 2010 году, составила 22% общего объема производства. Такую же долю занимали производители минеральных вод Северо-Кавказского округа. Среди регионов лидирующее положение занимала Карачаево-Черкесская Республика, где была произведена десятая часть всех минеральных и питьевых вод. Вторым крупнейшим регионом по промышленному производству был Ставропольский край, доля которого составила 8,6%.

На выпуске минеральных вод – столовых, лечебно-столовых, лечебных – сосредоточено около 52% производства. Оставшуюся часть формируют питьевые природные и искусственно минерализованные воды, куда также входит обычная питьевая газированная вода.

Одним из основных направлений российского производства минеральной воды является выпуск столовых вод. В 2010 году объем производства напитков данной категории составил 92,7 млн дкл (табл. 1).

В структуре производства минеральных вод их доля занимала чуть больше трети – 38%, – в то время как в общем производстве она составляла 20%. Наибольший объем выпуска таких вод – 21,1 млн дкл – также приходится на предприятия Карачаево-Черкесской Республики.

Негазированные лечебно-столовые и лечебные воды в структуре производства в 2010 году занимали 18,1%, а газированная лечебно-столовая вода – 13,7%. Нужно отметить, что минеральные воды могут характеризоваться природной карбонизацией – насыщение углекислым газом.
Существует российская классификация минеральной воды по месту, где она наиболее распространена и, соответственно, по набору и количеству полезных веществ, содержащихся лишь в данном виде воды. Среди углекислых вод широко известны следующие типы:

  • воды типа Нарзан (курорт Кисловодск);
  • воды типа Пятигорск (курорты Пятигорск, Железноводск);
  • воды типа Боржоми (применяются на многих курортах страны);
  • воды типа Ессентуки (курорт Ессентуки);
  • воды Обуховского типа (курорт Обухово).

В 2010 году лечебной минеральной воды с природной карбонизацией было выпущено 1,9 млн дкл – этот сегмент занимает всего 0,4% общего объема производства. Промышленное производство газированной лечебно-столовой воды составило 62,9 млн дкл.

Более трети российского производства минеральной лечебно-столовой воды в 2009 году было сосредоточено на 5 крупнейших предприятиях. Наибольшая доля – 8,4% – принадлежала ПО УЗМВ «Волжанка» (Ульяновская область). На ООО «Фирма «Меркурий» (Карачаево-Черкесская Республика) пришлось 7%, и почти столько же – 6,8% – принадлежало ОАО «Аян» (Республика Хакасия). По 6,1% в структуре производства минеральной лечебно-столовой воды занимали ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ» (г. Ессентуки, Ставропольского края) и ООО «Эдельвейс Л» (г. Липецк).

Крупнейшим иностранным поставщиком минеральной и питьевой воды в 2010 году была Франция, которая формировала около 43% рынка импортной продукции. Общий объем французской воды на российском рынке составил 3,3 млн дкл.

В структуре импорта минеральной и газированной воды без добавок в 2010 году также выделялась вода из Армении и Италии – на них пришлась почти четвертая часть всех поставок в натуральном выражении. Поставка импортной воды в Россию носит сезонный характер: в первой половине года, до июня-июля, наблюдается значительный рост, после чего следует некоторое снижение. Всего в 2010 году на отечественный рынок поступило 7,7 млн дкл минеральной и питьевой воды иностранного происхождения.

Объем реализации российской минеральной и питьевой воды на внешнем рынке в 2010 году составил 2,2 млн дкл. Крупнейшей торговой площадкой для России стала Украина, куда было направлено 812 тысяч дкл продукции. Стоит отметить, что до вступления Казахстана в Таможенный союз статистика экспорта минеральной и газированной воды без добавок для этой страны в десятки раз превышала показатели для других стран. На сегодняшний день поставки воды в Казахстан не учитываются как внешний экспорт, так как в рамках союза внутренние таможенные границы между Россией, Белоруссией и Казахстаном были отменены.

Импортная продукция на российском рынке чаще всего представлена в премиальном сегменте, и ее стоимость значительно выше нижней ценовой границы сегмента, которая составляет 27 рублей/литр. Среди марок зарубежных производителей можно отметить Evian (Danone), Perrier, San Pellegrino и Vittel (Nestle Waters). Цена такой воды может превышать 100 рублей/литр. Также на рынке представлен ряд отечественных игроков, выпускающих минеральную и питьевую воду премиум-класса под марками «Ессентуки» и «Нарзан». Однако такой воды мало относительно иностранной продукции.

В 2010 году средняя стоимость реализации минеральной воды российскими производителями выросла на 5% по сравнению с предыдущим годом и составила 3,8 тысячи рублей/тысячу 0,5 литра. В июле 2011 года самый высокий показатель отпускной цены на данный вид продукции был зафиксирован в Северо-Кавказском округе – 5,8 тысячи рублей/тысячу 0,5 литра.

Розничные цены на минеральную воду в 2010 году, как и цены производителей, выросли незначительно – всего на 3%, – что значительно меньше, чем в предыдущие годы. Так, средняя цена за литр минеральной воды в 2008 году увеличилась на 10%, а в 2009-м – на 14%. В 2010 году литр минеральной воды в России в среднем стоил 23 рубля. Розничные цены на минеральную воду не являются сезонно-обусловленными. В течение всего года цена за литр обычно стабильно растет умеренными темпами.

Регионом с самой дорогой минеральной водой – 69,8 рубля/литр – в июле 2011 года оказался Чукотский автономный округ (рис. 3).

На втором месте – Москва с показателем 67,1 рубля/литр. В Мурманской области рыночная цена продукции достигала 56,1 рубля/литр.

Российский рынок минеральной и питьевой воды в настоящее время находится на стадии активного развития. Практически ежегодно на нем появляются новые игроки, открываются новые производственные площадки. Также рост спроса на эту продукцию будут обеспечивать растущие доходы населения. По прогнозам экспертов Intesco Research Group, в среднем рынок будет расти на 9-10% в год в натуральном выражении.

Источники: Russian Food & Drinks Market Magazine №5/2011,  Unipack.ru

Перейти к списку материалов раздела »