Онлайн-торговля: как не проиграть на рынке, который вырастет в 5 раз

28 августа 2011 г.
Рекомендую

5 задач для бизнесменов, которые через несколько лет столкнутся с новой волной роста своего бизнеса и могут в ней утонуть

Потребители привыкают к постоянному появлению новых, инновационных продуктов. Телефоны, телевизоры, роликовые коньки – все это год за годом становится все тоньше, легче, прочнее, многофункциональнее. Но замечая инновации в продуктах, мы не обращаем внимания на стоящие за ними инновации в организации работы компаний.
 
В живой рыночной экономике бизнес – это процесс постоянной эволюции из-за меняющихся условий рынка. Эволюция определяется многими факторами: рост компании требует все более сложных методов и инструментов управления; развитие технологий – изменения бизнес-процессов и IT-систем; действия конкурентов, партнеров, поставщиков – поиска новых рыночных ниш.
 
Российская электронная коммерция удивительна тем, что здесь сложность, скорость, интенсивность организационных инноваций в разы превышает скорость инноваций продуктовых. Сам по себе продукт электронной коммерции на взгляд покупателя не так уж сложен – это всего лишь покупка товара или услуги через интернет. Но за «всего лишь покупками» стоят инновации.

 

Рост, рост, рост

Российский ритейл сегодня – это оборот $500 млрд в год, рост примерно на 5% в год. Онлайн ритейл – $7–9 млрд, рост на 40% в год. Доля онлайна от общего ритейла сегодня – всего около 1,5%, а через 10 лет по разным оценкам будет от 10% до 20%. За ближайшие 10 лет в России будет построена принципиально новая отрасль – онлайн-ритейл – размером в $100 млрд. Крупнейшие игроки в этой отрасли будут иметь обороты более $10 млрд в год (сегодня оборот крупнейших игроков не превышает $150 млн).
 
Любой строивший собственный бизнес знает, какой сложности изменения сопровождают рост компании даже в 2–3 раза. В электронной коммерции просто для того, чтобы остаться среди ведущих компаний отрасли, крупнейшие игроки должны за 10 лет вырасти с оборота в $150 млн в 30–50–100 раз.
 
Первая задача инноваций в российской электронной коммерции:  учиться успешно преодолевать исключительно интенсивные болезни роста каждый год.
 

Вы копирете AMAZON? Образца какого года?

E-commerce – очень молодая отрасль, которая даже в США и Японии находится на самом раннем этапе развития. В Штатах, с их развитой инфраструктурой, менее 10% товаров сегодня продается через интернет. Устоявшихся годами моделей и технологий, которые можно слепо копировать, просто не существует. Amazon образца 2000 и образца 2010 года – не просто разные компании; у них разные бизнес-модели, разные целевые рынки, разное мировоззрение. 
 В оффлайне никто всерьез не станет задавать себе вопрос: какова вероятность, что через  год все начнут летать на работу на вертолетах вместо метро? В онлайне вопрос о том, вытеснят ли социальные сети поисковики на обочину за 3–4 года (как поисковики убили порталы 5–7 лет назад) – вполне разумный и не имеющий очевидного ответа. Сегодня мы («Викимарт») делаем львиную долю продаж за счет покупателей, пришедших из поисковиков. Как будет строиться поисковая оптимизация для покупателей из социальных сетей? Потребует ли это радикально иных подходов и технологий работы? Если поисковики и социальные сети будут сливаться в гибридные модели, приведет ли это к изменениям принципов работы поисковиков? Готовых к копированию ответов нет.

Вторая задача инноваций: постоянно анализировать опыт развития глобальных игроков и российского интернета. Фактически изобретать бизнес-модель заново каждый год, с учетом быстро меняющихся условий и технологий.

 

GLOBAL SUPPLY CHAIN упирается в глубоко локального русского таможенника

Электронная коммерция – это бизнес на 90% логистический. В США, Западной Европе, Японии логистистические цепочки ритейла складывались столетиями и включают многие тысячи специализированных компаний. Говоря о логистике, часто говорят только о ее самой видимой части – курьерах и почтовой системе. Но это только вершина айсберга, под которой скрывается вся цепочка движения товара от производителя к покупателю. И цепочка эта в России очень мало похожа на другие страны.
 

Например, Россия – рынок с четко выраженной сезонностью, и велосипеды здесь интенсивно продаются только 2–3 месяца в году. Заблаговременно заказанные в Китае, новые модели должны попасть на полки интернет-магазина в начале весны – иначе ритейлер понесет огромные убытки. Однако российская таможня живет своей сезонностью, от начальника к начальнику, и легко может задержать товар без объяснения причин на недели и месяцы перед самым сезоном. Дикость для развитого рынка; нормальная практика для России.

Еще важнее – низкий уровень бизнес-процессов и IT-инфраструктуры. Почему в России 50–70% покупателей звонят в интернет-магазины, когда в США и Европе все покупают напрямую с сайта? Ответ прост: для покупателя звонок – зачастую, единственный способ выяснить, существует ли магазин на самом деле, есть ли заявленный товар в наличии. Целый пласт бизнес-процессов и технологий нужно создавать с нуля просто для компенсации слабой инфраструктуры. Естественно, этих процессов и технологий нет у «оригинальных» западных компаний – там они попросту не нужны.

Третья задача инноваций: понимать реальные российские условия, и не «вообще», а на уровне конкретных продуктовых сегментов и элементов логистической цепочки. Комбинировать мировой опыт множественных отраслей/бизнес-моделей в единую, цельную модель для лучшего соответствия реальным российским условиям. 


Экономика знаний и наследее СССР

 
Однако самое большое пространство для инноваций для любой компании «экономики знаний» в России – это персонал. Есть две ключевые сложности. Во-первых, нехватка кадров выше определенного уровня. Во-вторых, широко распространенная социалистическая трудовая этика.
 
Когда мы смотрим фильмы про успешные стартапы в Долине, нам показывают красивую картинку – трое талантливых студентов, под пиццу и пиво, за месяц создают компанию международного уровня. Это не то, чтобы неправда – но не вся правда. Как только стартап в Долине доказывает свою состоятельность, он немедленно открывает охоту на опытнейших топ-менеджеров и ведущих специалистов из компаний с миллиардными оборотами. HP, Microsoft, SUN, Oracle, Wal-Mart, FedEx – их огромный накопленный человеческий капитал и есть та платформа, на которой взлетают молодые стартапы.
 
Четвертая задача инноваций: «Методично отбирать людей с действительно большим потенциалом, раскрывать им глаза на их реальный уровень, привозя в ведущие мировые компании, давать эффективный доступ к ведущим специалистам в мире для развития. Потому что «в темноте и свечка светит», и в российских условиях малообразованные, неопытные, зашоренные ремесленники искренне считают себя высококвалифицированными профессионалами мирового уровня.
 
Методы управления иерархичной организации, в общем и целом, продолжают доминировать в традиционной российской экономике. Но для экономики знаний нужны творческие работники, совершенно иные принципы и методы управления. Она требует работника с высочайшим уровнем трудовой этики, лидера, самостоятельного профессионала.
 
Какую трудовую этику воспитывал СССР? Достаточно посмотреть любой из замечательных советских фильмов – «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и т.д. Главное занятие на работе – устраивать личную жизнь и собирать по пятьдесят копеек на именины. Источник доходов – тащить с государственных заводов и фабрик все, что плохо лежит. Способ построить карьеру – по профсоюзной, партийной или, в национальных республиках, клановой линии. Вместо самостоятельного мышления и лидерства – хвалебные речи на больших собраниях, трусливый сарказм на кухне. Только очень наивный человек может считать, что в 1991 с распадом СССР советские люди в одночасье в массовом порядке обрели трудовую этику японцев, немцев или американцев.
 
Пятая задача инноваций: находить методы и инструменты, которые позволяют решать задачи экономики знаний  в реальных условиях российского рынка труда. Принципы проектного управления, системы мотивации, подходы к решению задач – все это приходится адаптировать, с поправками на «социалистическую» прививку.
 
Я уверен, что в России рождается очень много талантливых людей и через 20, 30, 40 лет здесь появятся инновационные компании мирового масштаба, которые будут изменять весь мир так же, как сегодня его меняют Apple, Google или Facebook. Но нельзя оказаться на 5-м курсе университета сразу после окончания 1-го класса школы. Настоящее строительство инновационной экономики происходит не за забором в Сколково, а в реальных компаниях, учащихся эволюционировать в реальных российских условиях. Не мифические нано-вентиляторы и  «русские айфоны» создают фундамент для новой структуры экономики, а последовательное строительство современного, мирового уровня, бизнеса в России.

 

Авторы: Камиль Курмакаев, Максим Фалдин
Источник: Slon.ru

Перейти к списку материалов раздела »