Рынок овощных консервов 2011

15 августа 2011 г.
Рекомендую

Российский рынок плодоовощных консервов обладает определенной спецификой – значительную его долю занимает продукция, изготовленная в домашних условиях. Однако в настоящее время рынок готовых плодоовощных консервов растет и имеет положительные перспективы развития.

В середине 1990-х годов рынок находился в относительной стагнации, а на прилавках российских магазинов доминировали локальные производители. Область распространения их продукции, как правило, находилась в пределах одного региона или граничащих с ним областей.


Сегментация рынка овощных консервов по структуре и видам продукции достаточно обширна. Из общей массы можно выделить следующие основные группы продуктов:
* консервированные огурцы и корнишоны;
* консервированные томаты;
* салаты;
* икра овощная;
* кукуруза;
* зеленый горошек.


Также возможна сегментация продукции по типу упаковки. Доминирующими видами упаковки для овощных консервов являются металлические и стеклянные банки. На сегодняшний день их доли примерно равны, однако стеклянная тара завоевывает все большую долю рынка. Данная тенденция связана с тем, что овощные консервы в стеклянной таре лучше выглядят на полках магазина и больше привлекают внимание потенциальных покупателей. Однако для консервированной сладкой кукурузы и зеленого горошка доминирующими являются железные банки.


По данным исследования российского рынка консервированных овощей, проведенного специалистами компании IndexBox в мае 2011 года, объем предложения в 2010 году на 11% превысил аналогичный показатель уровня 2009 года. Темпы роста рынка постепенно достигнут 10-12% и будут сохраняться на этом уровне. Это связано с выходом экономики из кризиса и постепенным ростом реальных доходов россиян, так как с ростом доходов население будет больше покупать готовые консервы, постепенно отказываясь от домашних заготовок. Следует отметить, что в докризисный период темпы прироста рынка находились на уровне 20-25%. Эксперты выражают сомнение в том, что он вернется к докризисным темпам роста. Рынки крупных городов уже близки к насыщению, а жители регионов традиционно предпочитают домашнюю консервацию. Дополнительным фактором, сдерживающим рост рынка, становится низкий темп роста реальных доходов населения, неминуемо влияющий на выбор продуктов питания.


Производство овощных консервов, так же как и их потребление, обладают ярко выраженной сезонностью. Пиковые показатели объема российского производства достигаются в июне (рис. 1).

ris.1

Данная ситуация накладывает определенные ограничения на производителей. Так, в первом квартале года мощности загружены не очень значительно – можно говорить о частичном простое оборудования. В сезон, напротив, мощности перегружены.


Таким образом, выраженная сезонность и относительно медленная оборачиваемость продукции являются основными проблемами отрасли. Срок хранения для овощных консервов обычно составляет от полугода до полутора лет. С точки зрения потребления максимальный объем продаж овощных консервов приходится на зимние месяцы, особенно на январь. Спады в сезон свежих фруктов и овощей закономерны. Впрочем, по наблюдениям специалистов, летом увеличиваются продажи консервов, которые потребители традиционно берут с собой на дачу. Производители регионального масштаба зачастую не имеют возможности выпускать широкую номенклатуру продукции, которую можно было бы распределить по сезонам для снижения амплитуды колебаний загрузки производственных мощностей. Компании, относящиеся к данной группе, вынуждены «работать на сезон».


Для российских компаний вопрос о сырье остается одним из самых важных. Небольшие компании и предприятия регионального значения в основном опираются на собственную сырьевую и производственную базу. Компании, ориентированные на федеральный уровень, комбинируют продукцию в своих продуктовых или марочных портфелях, частично используя отечественную базу, частично размещая заказы на производство своей продукции на зарубежных предприятиях – в Польше, Болгарии, Венгрии, Китае и других странах. Данная тенденция отчетливо прослеживается не только для овощей, выращивание которых на территории России затруднено, в том числе и из-за климатических условий, – к примеру, выращивание капусты брокколи или цветной капусты. Это в значительной мере касается и продукции, традиционной для российского семейного стола, такой, как консервированные – маринованные или соленые – огурцы и помидоры.
Многие российские хозяйства не готовы к построению собственной сырьевой базы, даже несмотря на то, что это могло бы повысить рентабельность производства. Однако отечественные фермеры остаются практически без поддержки государства.


Стоит заметить, что российский рынок овощных консервов отличается достаточно высокой долей импортной продукции – для некоторых товарных групп она превышает 50%. В структуре импортных поставок овощных консервов за 2010 год преобладали горошек и сладкая кукуруза – на долю этой продукции приходилось 41,2% импорта в натуральном выражении (рис. 2).

ris.2

Далее следуют маринованные огурцы и корнишоны с долей 29,3%, а также прочие виды овощных консервов – их доля импорта составила 24,5%.


Страны, лидирующие по объему поставок овощных консервов на российский рынок, варьируются в зависимости от товарной категории. По поставкам консервированных томатов ведущие позиции занимает Италия с долей импорта 52% в натуральном выражении. Среди стран, поставляющих на маринованные огурцы и корнишоны, наибольшие объемы у Тайваня и Индии – соответственно 42 и 32%. По поставкам сладкой кукурузы и зеленого горошка лидируют Китай и Венгрия – на эти страны приходится соответственно 25 и 24% общего объема импорта этой продукции. Что касается прочих овощных консервов, куда вошли баклажаны, овощная икра и другие виды продукции, то наибольшая доля импорта в данной категории – 44% – принадлежит Украине.
Марочная структура импорта по товарной группе «маринованные огурцы и корнишоны» представлена в таблице 1.

tab.1

В целом же импорт характеризуется большим количеством торговых марок, а доли марок по отдельности не превышают 10%.
Следует обратить внимание на то, что в нашу страну ввозится не только брендированная продукция – значительные объемы овощных консервов ввозятся без этикеток, которые приклеиваются уже в России.
В свою очередь объемы экспорта овощных консервов из РФ невелики, хоть и показывают положительную динамику – прирост за 2010 год составил 3% в натуральном выражении. В структуре российского экспорта за 2010 год лидирует консервированный горошек и сладкая кукуруза с долей 81,9%. На долю других консервов приходится 11% поставок. Консервированные томаты занимают 5,1%, а на долю маринованных огурцов и корнишонов приходится всего 2% экспорта. В структуре стран – получателей российского экспорта наибольшие доли занимают Казахстан и Абхазия.


Наибольшее влияние на российский рынок овощных консервов оказывают уровень благосостояния населения и качественные изменения потребительского поведения. От данных факторов напрямую зависит потребление этой продукции. Каждый из них определяет соотношение домашних и фабричных консервов в структуре потребления. Так, при росте реальных доходов населения заметна тенденция к отказу от домашних консервов в пользу готовой продукции. Что же касается качественных изменений, то в последнее время потребители – особенно молодые семьи – склонны к покупке консервированных овощей, отказываясь от домашних маринадов из-за недостатка времени на их приготовление.


Ключевыми регионами для сбыта продукции являются региональные центры и экономически развитые районы, имеющие лучшие показатели в структуре российской экономики. Сельские местности являются менее привлекательными для продвижения и сбыта овощных консервов ввиду более низкого уровня жизни и традиционного предпочтения домашней консервации.
Уровень годового потребления консервов в России в настоящее время в разы ниже, чем в Европе. По оценкам компании IndexBox, на каждого россиянина приходится примерно 4,16 килограмма консервированных овощей в год.

 

Сергей Ключко, специалист компании IndexBox
Foodmarket.spb.ru

Перейти к списку материалов раздела »