Рынок жевательной резинки

10 января 2012 г.
Рекомендую

Рынок жевательной резинки по итогам 2011 года имеет все шансы не только продемонстрировать внушительный рост по сравнению с уровнем 2010-го, но и существенно превзойти показатели предыдущего периода.

Основными предпосылками этого является существенное наращивание объемов производства. Результаты работы отечественных производителей жевательной резинки в январе–июле 2011 года являются весьма впечатляющими. Так, совокупный объем производства в обозначенном периоде составил 21,7 тысячи тонн, а прирост по сравнению с аналогичным периодом 2010-го – практически 53% (рис. 1).

ris.1

По оценкам специалистов ROIF Expert, такой прирост был обусловлен увеличением спроса на данный продукт.
Основными факторами 10-процентного сокращения объема выпуска жевательной резинки в 2009 году выступили снижение покупательской способности населения и, как следствие, падение спроса на этот продукт (рис. 2).

ris.2

Первопричиной данных явлений были негативные последствия мирового финансового кризиса, который внес существенные корректировки, в том числе и в деятельность отечественных пищевых предприятий. При этом 75-процентный рост объема производства жевательной резинки, по итогам 2010 года, свидетельствует не только о выходе отечественных производителей из периода стагнации, но и о восстановлении спроса на данный продукт со стороны конечных потребителей.


Учитывая динамику годовых объемов производства, а также принимая во внимание сезонность производства и текущий прирост в 53% в январе–июле 2011 года, прогнозируемый объем производства жевательной резинки по итогам 2011 года составит 37-38 тысяч тонн (рис. 3).

ris.3


Сезонность производства жевательной резинки в период с 2010-го по 2011 год в сравнении с предыдущими периодами показывает иную направленность. Так, в 2007–2009 годах сезонность производства характеризовалась постепенным наращиванием выпуска с января по июль-август с последующей некоторой стабилизацией в течение нескольких месяцев и дальнейшим более стремительным сокращением объемов производства в рамках октября–декабря. В течение же последних двух лет максимальные объемы производства фиксируются в феврале-марте с последующим снижением и проседанием до минимального уровня в апреле–мае. Таким образом, фактически в первом полугодии каждого периода происходит сначала резкое наращивание производства, а затем такое же резкое сокращение.


Географическая структура производства жевательной резинки, по итогам января–июля 2011 года, характеризуется усилением позиций Северо-Западного округа, долевая составляющая которого достигла 94,4% в натуральном выражении, что эквивалентно показателю в 20,52 тысячи тонн. Объем выпуска жевательной резинки в Центральном ФО, по итогам обозначенного периода, составил 0,93 тысячи тонн, или 4,3%, показав сокращение на 4,6 п.п. в сравнении с аналогичным показателем 2010 года. Объем производства жевательной резинки в Южном ФО, по итогам первых семи месяцев 2011 года, составил 0,28 тысячи тонн, или 1,3%. В Приволжском и Сибирском федеральных округах зафиксированы минимальные объемы производства – в общей структуре совокупный долевой вклад этих субъектов не превышает показателя в 0,0054%.


В разрезе административных единиц географическая структура выглядит следующим образом. Наибольшие объемы производства были отмечены в Санкт-Петербурге и Новгородской области – в общей структуре производства в процентном соотношении они составили соответственно 67 и 27%. Долевой вклад Московской области зафиксирован на уровне 4%, а долевые составляющие Краснодарского края и Ивановской области не превысили 1%.


Такая география производства обусловлена концентрацией производственных мощностей по выпуску жевательной резинки именно в территориальных границах Северо-Западного федерального округа. В этом регионе сосредоточены производственные активы мировых гигантов кондитерской индустрии – Cadbury Russia & CIS (ООО «Дирол Кэдбери») и Wrigley.


В течение 2007 года ценовая динамика на российском рынке жевательной резинки характеризовалась относительной стабильностью. Далее, начиная с 2008 года, наблюдался более существенный рост потребительских цен на данный продукт. Наиболее резкий скачок цен произошел в 2009 году: так, за год – с января 2009-го по январь 2010 года – стоимость одной упаковки жевательной резинки увеличилась на 2,32 рубля.


Текущий период характеризуется увеличением темпов роста цен на жевательную резинку. Так, по состоянию на июль 2011 года средняя потребительская цена на жвачку в России составляла 16,93 рубля за упаковку (рис. 4).

ris.4

В июле 2011 года цены выросли на 1,10 рубля, или на 9%, по отношению к аналогичному периоду 2010 года. По отношению к июню 2011 года в июле цены на жевательную резинку продемонстрировали рост на 0,06 рубля.
На рисунках 5 и 6 представлены административные единицы, в которых наблюдались соответственно наиболее высокие и наиболее низкие потребительские цены на жевательную резинку.
ris.5 ris.6


В структуре потребления жевательной резинки преобладает внутреннее производство – на его долю, по итогам 2010 года, пришлось 98,9% всей представленной на рынке продукции. По итогам первого полугодия 2011 года, значение данного показателя немного снизилось – на 0,01 п.п. – и составило 98,8%. На продукцию импортного производства в 2010 году пришлось 1,1%, а по итогам первого полугодия 2011 года – 1,2% представленной продукции.


Импорт жевательной резинки в Россию находится на достаточно низком уровне – по итогам первого полугодия 2011 года, значение данного показателя в натуральном выражении составило 252,3 тонны, что больше аналогичного показателя предыдущего периода на 15% (рис. 7).

ris.7

Необходимо отметить, что более чем трехкратный рост объемов импорта жевательной резинки в 2009 году был обусловлен изменением курса российского рублю по отношению к доллару.


По итогам января–июня 2011 года, основным поставщиком жвачки на российский рынок являлась Турция – долевая составляющая поставок из этой страны достигла 58% в натуральном выражении (рис. 8).

ris.8

Объемы поставок из Бразилии и Японии в общей структуре импорта составили соответственно 29 и 5%.
Аналогично импорту, экспортные поставки жевательной резинки отечественного производства на зарубежные рынки являются крайне незначительными. Кроме того, годовые показатели объема экспорта в течение последних двух лет стремительно сокращаются. В рамках января–июня текущего года зафиксировано сокращение экспорта жевательной резинки в натуральном выражении практически на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (рис. 9).

ris.9

Стоит отметить, что в 2010 году также произошло резкое снижение экспорта, обусловленное уменьшением экспортных поставок на Украину в 3 раза.


В текущем году основным регионом–потребителем жевательной резинки российского производства является Украина – по итогам первого полугодия в данный регион было поставлено 47% общего объема экспорта в натуральном выражении (рис. 10).

ris.10

В адрес Голландии и Грузии было ориентировано соответственно 15 и 12% экспортируемой жевательной резинки.
В целом, российский рынок жевательной резинки демонстрирует стабильный рост начиная с 2007 года – без учета 2009-го, который характеризовался значительным спадом производства. В период с января по июль текущего года наблюдалось более значительное увеличение рынка в сравнении с аналогичным периодом 2010 года. При незначительной доле экспорта-импорта жевательной резинки в РФ увеличение производственных объемов свидетельствует о возросшем спросе на данную продукцию внутри страны.


Учитывая сезонность выпуска жевательной резинки, рост объемов производства во второй половине года замедлится. Однако в целом за год не только выпуск жевательной резинки окажется больше в сравнении с предыдущими годами, но и сам объем рынка продемонстрирует стремительный рост: по оценкам ROIF Expert, по итогам 2011 года, увеличение этого показателя будет находиться в диапазоне 37-42% по сравнению с уровнем 2010-го.

 

Ольга Кононова,
Источник: www.foodmarket.spb.ru 

Перейти к списку материалов раздела »