Рынок снеков: розничные продажи упакованных соленых и сладких снеков

10 августа 2012 г.
Рекомендую

По результатам исследования компании Euromonitor International, розничные продажи упакованных соленых и сладких снеков в России в 2012 году составят 120 миллиардов рублей и 352 тысячи тонн. Относительно 2011 года прирост составит 3% в натуральном и 8% в денежном выражении.

Динамика 2011 года была незначительно выше: общий рост рынка в натуральном выражении не достигал 4%, а показатели в денежном выражении были аналогичными – плюс 8%. Самыми емкими категориями рынка остаются чипсы и сегмент «Другие снеки», включающие сухарики, сухие соленые морепродукты, семечки и остальные небольшие категории*.


СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ


Несмотря на стабильный рост, демонстрируемый большинством категорий, среднедушевое потребление снеков в России остается достаточно низким по сравнению с США, странами Западной Европы, а также большинством стран Восточной Европы (рис. 1).

ris.1


Кроме того, структура российского потребления соленых и сладких снеков значительно отличается от структуры потребления стран с развитой экономикой: в отличие от США и Западной Европы, где популярны такие продукты, как чипсы, экструдированные и кукурузные снеки, и тому подобно, в России продажи «других снеков» - традиционных семечек, сухариков и сушеных морепродуктов – ощутимо превышают показатели других категорий (рис. 2).

ris.2


Хотя общие темпы роста российского рынка соленых и сладких снеков достаточно стабильны, динамика разных категорий существенно разнится. 


Неудивительно, что наиболее заметные показатели роста наблюдаются в сегменте орехов и фруктовых снеков, - соответственно 5 и 4% в натуральном выражении в 2012 году. Основными причинами такого роста являются два фактора. Во-первых, стремление к здоровому образу жизни и питанию в России хотя и не столь популярно, как в Европе, но является одним из важных направлений развития потребительского рынка. В отличие от большей части других продуктов для перекуса, фрукты и орехи воспринимаются как натуральные и здоровые. Зачастую в эти продукты не добавляется соли, сахара и других приправ, что делает данные категории привлекательными для тех потребителей, которые следят за своим здоровьем.


Кроме того, рынок упакованных орехов и упакованных фруктов растет за счет уменьшения продаж неупакованной продукции. На рынке появляется все больше брендов, вызывающих доверие потребителя, предлагающих широкий выбор различных вкусов и сочетаний продуктов, доступных в большинстве каналов современной розничной торговли. Упакованная и брендированная продукция практически во всех продуктовых категориях отбирает позиции у привычных продуктов noname, предлагаемых на развес. Это правило действительно и для сладких и соленых снеков.


В противовес динамичному развитию «здоровых категорий», соленые и калорийные закуски к пиву, сухарики, семечки, относящиеся к «другим снекам», развиваются достаточно медленно. Темпы роста категории в 2012 году составят, по предварительным оценкам, 3% в натуральном выражении. Замедляются и темпы роста розничных продаж картофельных чипсов: до сих пор темпы роста данной категории поддерживались по большей части внушительными маркетинговыми бюджетами и рекламными компаниями международных корпораций, которые лидируют на рынке. 
Высокие показатели роста розничных продаж фиксируются в категории кукурузные чипсы/ тортильи. Насыщенность данной категории в России очень низкая. Однако сразу несколько производителей в последнее время достаточно активно развивают свои бренды в данной категории. На фоне общей заинтересованности национальными кухнями разных стран ассоциирующиеся с Мексикой кукурузные снеки набирают популярность. Их розничные продажи увеличатся в 2012 году на 5% в натуральном выражении.


Конкуренция на рынке снеков в России высока. По данным Euromonitor International, продажи лишь 11 компаний превысили 1% рынка в денежном выражении. Большинство лидирующих на рынке брендов принадлежат российским компаниям, однако в разных сегментах лидеры разнятся. Например, на рынке чипсов международные гиганты Kraft Foods и PepsiCo на двоих занимают почти 60% рынка в денежном выражении. Тем не менее именно российские компании лидируют в других сегментах, в частности в самой крупной категории – категории «других снеков». В данной категории лидерами являются такие компании как «КДВ Групп», «Московская ореховая компания» и «Дальпико-Рыбсервис». Упомянутые компании находятся среди лидеров и в целом по всему рынку упакованных сладких и соленых снеков.

КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ


Подавляющая часть соленых и сладких снеков продается в продуктовой рознице. 43% всех продаж в денежном выражении приходится на продажи в сетевой продуктовой рознице –супермаркетах, гипермаркетах, сетевых магазинах у дома (рис. 3).

ris.3

В течение последнего пятилетия доля сетевых ритейлеров значительно растет: с 2007 года доля продаж, приходящихся на этот сегмент, увеличилась на 7 процентных пунктов.


Также значительным каналом распространения остается нецентрализованная торговля: киоски, прилавки на улице, рынки и т. д. Их доля в 2012 году все еще была сравнима с долей сетевой розницы, однако этот показатель стабильно уменьшается в течение последних лет.


Независимые небольшие магазины продают около 12% всех соленых и сладких снеков в России в денежном выражении. Количество снеков, которые продаются через этот канал торговли, также сокращается – потребитель все чаще имеет возможность и желание приобретать продукты в супермаркете или гипермаркеты.
В последние годы в России активно развивается сегмент торговых автоматов, в том числе и тех, в которых можно приобрести чипсы, орехи и другие продукты. Тем не менее в 2012 году доля таких продаж составила всего 1%. 

ПРОГНОЗЫ


По оценкам Euromonitor International, средний годовой прирост на рынке соленых и сладких снеков в натуральном выражении составит 3%, а в денежном – 1% без учета инфляции. Стремление к здоровому образу жизни останется одним из важнейших основополагающих трендов категории, обуславливающим высокие темпы роста в денежном выражении фруктовых снеков, стагнацию категорий, относящихся к «другим снекам» и отрицательную динамику продаж картофельных чипсов. Однако темпы роста всех категорий останутся довольно стабильными.
Конкуренция за потребителя в отрасли достаточна высока. Производители предлагают все более широкие и интересные сочетания вкусов, продуктов и упаковок по конкурентным ценам. Многие производители представляют традиционные продукты для перекуса, позиционируя их как более здоровые продукты. На упаковке таких продуктов заметны надписи об исключительно натуральном происхождении основных ингредиентов, отсутствии искусственных добавок и красителей, добавленных витаминах и т. д. На фоне роста популярности здорового образа жизни, такие продукты обещают быть особенно перспективными. Несмотря на это, подавляющая часть снеков воспринимается российским потребителем как не слишком здоровая еда, калорийная закуска под пиво и т. д.


Все больше крупных сетевых ритейлеров, оперирующих на российском рынке, предлагают продукцию для перекуса под собственными торговыми марками. Особенно высока доля такой продукции в сегменте упакованных орехов и сухофруктов. Поскольку средняя цена СТМ обычно ниже средней цены по категории, популярность такой продукции будет сдерживать средний рост цен в категориях.

 

* Статья написана на основе методологии, составленной с ориентацией на мировой рынок в целом. Поэтому такие сегменты, как сухарики, семечки, сушеные морепродукты, значимые на российском рынке, но отсутствующие или незначительные на мировом, не выделены в отдельные категории.

Анастасия Гончарова,
аналитик по исследованиям рынков Восточной Европы

Источник: www.foodmarket.spb.ru

Перейти к списку материалов раздела »