Рынок макаронных изделий

24 августа 2012 г.
Рекомендую

Мировой объем выпуска макаронных изделий оценивается на сегодня в 12 млн тонн в год. Главные потребители макарон – итальянцы, а что касается потребления макаронных изделий в России, то здесь оценки разнятся.

Некоторые эксперты оценивают душевое потребление макаронных изделий в 6 кг на человека в год, некоторые – примерно в 7,5 и чуть более. Официальные данные дают такие цифры – до 11,9 кг макаронных изделий на потребителя в год.

Макаронные изделия являются товарами повседневного спроса, их потребляют 94% жителей России старше 18 лет. В середине 2000-х годов шел спад потребления макаронных изделий жителями России, но к 2010 году потребление вновь подросло, несмотря на последствия кризиса в части снижения уровня платежеспособного спроса и на неблагоприятные погодные условия засушливого лета 2010 года, приведшие к сокращению урожая зерна. Далее в 2011-м и начале 2012 года спрос на макаронные изделия оставался достаточно стабильным и даже не очень быстрыми темпами рос в некоторых сегментах, что может быть объяснено низкой эластичностью спроса и «привычностью» спроса к данным изделиям.


Наилучшая динамика производства наблюдается в сегменте лапши, но в абсолютном выражении ее объемы сравнительно невелики, а вот наибольшую долю занимают фигурные изделия и рожки, однако динамика и у тех, и других отрицательна в последние периоды. Здесь стоит отметить, что в 2012 году прогнозируется все-таки небольшой рост по всем сегментам, если ситуация в экономике будет благополучна.
Что касается регионального аспекта производства, то стоит сказать, что в России по производству лидируют Центральный и Уральский федеральные округа, на которые в совокупности приходится около 65% всех производимых в стране макаронных изделий.


Около 70% продаж на макаронном рынке покрывается на данный момент в России продукцией группы В, фасованной или нефасованной, то есть продукцией, по меркам макаронного рынка, не самого высокого уровня качества. Соответственно, всего лишь около 30% приходится на продажи макарон высокого качества - из твердых сортов пшеницы с высокими потребительскими характеристиками.


Розничные продажи разнятся по сегментам. Макароны премиум-класса за все последние годы либо показывают неизменный результат продаж, либо даже немного растут в натуральном выражении. Макаронные изделия эконом-класса, то есть класса В, до 2010 года показывали динамику розничных продаж в натуральном выражении чуть уходящую в минус. Одна из причин роста продаж макаронных изделий в 2011 году - повышение цен на картофель и крупы. Спрос возрастает на более доступную по цене продукцию. В стоимостном же выражении объем розничных продаж макарон растет – в 2010 году на 1,5%, в 2011 и того больше. Наибольшая доля всех продаж макарон приходится на Центральный федеральный округ – около 40% от всех продаж, также весомый вклад в продажи вносят Уральский и Сибирский ФО – по 10%.

ris.1

Анализируя ценовой аспект на рынке, стоит отметить, что сейчас производители макаронных изделий стараются быть гибкими и предлагать своим дистрибьюторам и конечным потребителям продукцию по доступным ценам. На рынке существует три ценовых сегмента – «премиум», средний и низкий. Цены в последних двух на данный момент, да еще и в сравнении с товарами-заменителями, достаточно гуманны и доступны, существует большое количество вариантов для всех групп потребителей. В топовом ценовом сегменте цены достаточно высоки, но и качество продукции даже отечественные производители стараются держать на самом высоком европейском уровне.


Что касается непосредственно потребительских цен, то здесь стоит сказать, что с 2008 года цены начали существенно расти: в конце 2011 года прирост по отношению к началу 2008-го составил около 50% (рис.2).

ris.2

К примеру, в октябре 2011 года в среднем по России цена за килограмм вермишели достигла 46,3 руб./кг, при этом в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах она была существенно выше – 58 и 62 руб./кг соответственно. Цена за килограмм макаронных изделий из пшеничной муки высшего сорта в среднем по России тоже находится в пределах 46 с небольшим рублей за килограмм, однако в Северо-Западном и Дальневосточном ФО она более высокая – 59 и 69 руб./кг, соответственно.


Подавляющая часть рынка макаронных изделий в России принадлежит российским производителям: 94-95% всей потребляемой продукции – это отечественная продукция. Около трети рынка сейчас находится под контролем трех ведущих производителей - ОАО «Макфа» (г. Челябинск), ГК «СИ Групп» (ГК «Инфолинк», Москва) и объединения «Союзпищепром» (г. Челябинск). Также весомая позиция у «Первой макаронной компании» (Санкт-Петербург), которая с октября 2011 года принадлежит итальянской группе De Cecco, а также у групп компаний «Липецкхлебмакаронпром» (г. Липецк), «Байсад» (Москва) и некоторых других. 


Сильнейшими марками на рынке стоит признать ТМ «Макфа», «Байсад», «Экстра М» («Первая макаронная компания»), «Царь» («СоюзПищепром»).


Импортные поставки макаронной продукции в Россию снизились в кризисном 2009 году, а потом начали расти с 2010 года. Также стоит отметить существенный рост цен на ввозимую продукцию в 2011 году: рост импорта в натуральном выражении составил 16%, в стоимостном же - около 30%.


Импорта на российском рынке всего около 5-7%. Основные иностранные производители, чьи макароны представлены на нашем рынке, - итальянские компании Pasta Zara, Colussi, Pasta Berruto. Также эксперты отмечают продукцию итальянских фирм Barilla, которую у нас представляет компания ООО «Харрис СНГ», и Divella S.p.A.


Что касается экспорта, то здесь стоит отметить снижение его объемов в натуральном выражении: к 2011 году экспортные поставки упали на 30% относительно 2008 года и составили 44,5 тысяч тонн. Практически все получатели российского экспорта – страны СНГ.


Перспективы развития рынка макаронных изделий видятся вполне позитивно, однако ожидать бума, очень быстрых темпов роста не стоит. На рынке идет вялотекущий процесс концентрации, однако конкуренция достаточно здоровая в различных сегментах.


Будущее рынка за диверсификацией, выводом новых видов продукции, повышением качества продукции, новыми форматами упаковки, предложения продукции. Необходимо оживлять рынок, который достаточно стар и устоялся, за исключением новых премиум-сегментов.

 

Ксения Штарева,
ведущий эксперт ИА «КредИнформ»

Источник: www.foodmarket.spb.ru

Перейти к списку материалов раздела »