Обзор российского рынка чая и кофе: тенденции, структура
26 июня 2013 г.Рынок чая и кофе в России
Рынок чая и кофе в России зависим от импортного сырья практически на 100%. В период c 2011-го по 2012 год эти два рынка имели разнонаправленные тенденции развития. В частности, на рынке кофе наблюдалось увеличение объемов импортных поставок в натуральном выражении на 21% – со 102 до 123 тысяч тонн (рис. 1).
Что же касается рынка чая, то здесь, напротив, отмечалось трехпроцентное сокращение объемов импортных поставок – со 184 до 178 тысяч тонн.
Примечательно, что если мы посмотрим на совокупную статистическую стоимость поставок на данных рынках, то ситуация меняется на противоположную. В 2011-2012 годах на обоих рынках наблюдалось однопроцентное изменение объемов импортных поставок. При этом на рынке кофе объемы импорта снизились с $ 509 млн до $ 500 млн (рис. 2).
На рынке чая, напротив, наблюдалось увеличение объемов импортных поставок – с $ 615 млн до $ 622 млн.
Сопоставив данные по изменению объемов импорта в стоимостном и натуральном выражении, можно судить об изменении потребительских предпочтений. Так, на рынке кофе наблюдается смещение предпочтений в сторону более дешевых сортов. Что же касается рынка чая, то определенно утверждать, что идет увеличение потребления продукции более дорогих ценовых сегментов, не представляется возможным, если мы возьмем в расчет уровень инфляции.
В период с 2011-го по 2012 год произошли некоторые изменения в структуре импортных поставок кофе в разрезе стран происхождения. В частности, увеличились доли поставок из Вьетнама и Индонезии – соответственно на 3 и 2 процентных пункта (табл. 1).
В свою очередь, доля импорта из Бразилии сократилась на 3 процентных пункта. Но в целом первая тройка лидеров осталась без изменений.
Что же касается рынка чая, то здесь существенных изменений в структуре поставок в разрезе стран происхождения не наблюдалось. Первые три места традиционно занимают Шри-Ланка, Индия и Кения, на долю которых в 2012 году приходилось соответственно 33, 24 и 11% импорта в натуральном выражении (табл. 2).
На российском рынке кофе в исследуемый период произошли некоторые структурные изменения. Так, возросла доля импорта нежареного кофе – с 88 до 93%, и, соответственно, сократилась доля импорта жареного кофе – с 12 до 7%. Доля поставок других видов кофе минимальна и составляет менее 1%.
Что же касается чайного рынка, то здесь не произошло никаких изменений в структуре импорта по видам: как в 2011-м, так и в 2012 году основной объем поставок - 91% - приходится на черный чай. Соответственно, доля импорта зеленого чая составляет 9%.
Для российского рынка чая и кофе характерна низкая концентрация импортных поставок в разрезе компаний-производителей - на пятерку ведущих компаний-импортеров пришлось менее трети всех поставок. Так, в 2012 году доля Intimex Group, крупнейшего производителя кофе, осуществляющего поставки в Россию, составила 9% импорта в натуральном выражении (рис. 3).
Помимо лидера, в топ-5 входят компании Olam International Ltd., Nestle Ltd., Lois Dreyfus Commodities и Tin Nghia Corp.
Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке чая. Так, на крупнейшего производителя чая, компанию Ahmad Tea Inc., приходится всего 7% импорта в натуральном выражении, а суммарно на лидирующие пять компаний – 25% (рис. 4).
В состав пятерки лидеров также входят Bhansali & Company, Girnar Food & Beverages PVT. Ltd., Akbar Brothers Ltd. и Empire Teas (PVT) Ltd.
С точки зрения внутренней конкуренции рынки чая и кофе различаются. Так, в 2012 году более половины российского рынка кофе контролировали два игрока – ООО «Нестле Кубань» (Краснодарский край) и ООО «Крафт Фудс Рус» (Санкт-Петербург). Доли этих компаний-получателей составили соответственно 31 и 21% импорта в натуральном выражении (рис. 5).
В свою очередь, на рынке чая наибольший объем поставок – 34% импорта в натуральном выражении – приходится на оптовую компанию - петербургское ЗАО «Орими Трейд» (рис. 6).
На двух других крупнейших участников рынка – ООО «Юнилевер Русь» (Санкт-Петербург) и ЗАО «Компания «Май» (Москва) – приходится по 11% прямых поставок чая в натуральном выражении.
Резюмируя, можно сделать следующие выводы:
* Даже на таких зрелых рынках, как рынок чая или рынок кофе, существуют небольшие структурные сдвиги в рамках соседних временных периодов.
* В период с 2011-го по 2012 год рынок кофе был более подвержен изменениям, чем рынок чая.
* Рынок кофе является более концентрированным с точки зрения внутренней конкуренции, по сравнению с рынком чая.
* На обоих рынках существует низкий уровень концентрации с точки зрения компаний-производителей, ведущих поставки продукции. Таким образом, крупнейшие игроки на российском рынке закупают сырье у различных поставщиков.
Денис Дьяконов