Алкоголь: российский рынок крепкого алкоголя

14 мая 2014 г.
Рекомендую

Ситуация на рынке крепкого алкоголя внушает все большие и большие опасения. И хотя история не знает сослагательного наклонения, данный материал мы хотели бы посвятить некоей «водочной утопии»: как могла бы развиваться ситуация в некоем параллельном мире.

Итак, в России в 2013 году было выпито не менее 240 млн дал крепкого алкоголя: 135 млн дал водки и ликероводочных изделий – согласно официальным данным Росстата, около 5 млн дал виски и т. п., более 10 млн дал коньяка и бренди, и порядка -90 млн дал суррогатов. А теперь вообразим, что все это были бы легальные напитки, – ведь, в конце концов, все зависит от конечной цены, а также от политической воли государственной системы. Итак, разделим 240 млн дал крепкого алкоголя на «коэффициент крепости» 2,5 и получим 96 млн дал спирта. А теперь вообразим, что с этой продукции была бы собрана та же сумма налога, что в 2013 году собрана с продукции крепче 9% – это 154 млрд рублей (разумеется, речь может идти только о легальной продукции). В этом воображаемом случае ставка акциза на спирт могла бы быть всего лишь 160,4 рубля на 1 литр - 154 млрд рублей (которые можно реально собрать) делим на 96 млн дал (которые реально выпиты). В бутылке водки или коньяка такой акциз составит 32 рубля, и легальная водочная минимальная розничная цена (МРЦ) будет вполне разумной – 105 рублей (исходя из следующих расчетов: отпускная цена завода 25 рублей + акциз 32 рубля + 18% НДС + 20% оптовая наценка + 30% розничная наценка).
То есть сегодня мы могли бы иметь в рознице легальную водку по 105 рублей! Но идеальных ситуаций не бывает – пусть, как во всем мире, нелегальная доля рынка составит 15-20%; тогда сегодняшнюю сумму акциза в 154 млрд рублей нужно было бы получить с 200 млн дал продукции. В этом случае ставка акциза составила бы 38,5 рубля (подсчеты аналогичны приведенным выше: из 200 млн дал крепкого алкоголя получаем 80 млн дал спирта и, разделив 154 млрд рублей акциза на объем спирта 80 млн дал, получим ставку в 193 рубля за 1 литр спирта, или 38,5 рубля в бутылке крепкого алкоголя). В этом случае легальная МРЦ бутылки (при обычной 20%-ной оптовой наценке опте и 30%-ной розничной) составила бы 117 рублей в рознице. И эта цена будет в целом по карману бедным, но не беднейшим: 40 млн дал в этом случае придется на нелегальную и суррогатную продукцию.
Утопия? Но самое интересное заключается в том, что мы такие объемы учтенного рынка - не легального, а именно учтенного - имели примерно в 2005- 2007 годах, когда розничные учтенные продажи водки и ЛВИ достигали 190 млн дал. Но государство тогда планомерно повышало ставку акциза на уровень инфляции, то есть в среднем на 10% в год, до 2012 года, а потом – уже на 30%. И при росте ставки на 10% учтенные розничные продажи падали и падали (тут розничные продажи – более объективный показатель, чем производство; так ведь и производство упало со 131 до 96 млн дал). В результате учтенные продажи водки и ЛВИ сократились в 2009 году на 20 млн дал за 5 лет - до 170 млн дал, а с 2010 по 2013 годы – еще на 35 млн дал, то есть в целом примерно за 9–10 лет - на 55 млн дал.
Если бы государство не повышало акцизы с 2007 года, а оставило бы ставку 168 рублей (то есть 34 рубля в бутылке и 108 рублей - легальная минимальная розничная цена в магазине), если бы не участвовало в алкогольном бизнесе, если бы не создавало ЧГП и «придворные» компании на рынке, то есть если бы оно реально вытесняло с рынка нелегальную продукцию тотальными силовыми методами (а это государство умеет – конечно, если стоит такая политико-экономическая цель), не отвлекаясь на другие «алкогольные» вопросы, то сегодня мы бы имели на 100% легальную водку в обычном магазине по цене от 108 рублей. Объемы учтенных розничных продаж этой продукции были бы на уровне 180 млн дал. Объемы учтенного производства были бы на уровне 150 млн дал. Рынок суррогатной продукции был бы в 2 раза меньше, чем сегодня, и акцизов бы собрали в 2013 году с этой продукции больше, чем соберут в реальности. И не было бы никакой проблемы «казахской водки» и гармонизации ставок, и рынок был бы на порядок менее криминализированным, и силы бы не отвлекались попусту. И не надо было бы Минфину мухлевать с минимальной розничной ценой – она могла бы быть легальной сразу, и не пришлось бы мучительно, дважды в год повышать МРЦ - сначала до 199 рублей, а потом до 220 - при легальной МРЦ в 245 рублей. Да столько бы всего хорошего было! Ведь сегодня бутылку водки по 108 рублей может купить практически каждый, и не нужны в этом случае декларирование и слежение из космоса…
Здесь интересно привести слова начальника Управления контроля органов власти ФАС РФ Владимира Мишеловина: «Необходимо обсудить и выработать решение двух ключевых задач: найти баланс интересов государства, производителей, продавцов алкогольной продукции и потребителей и создать монополию легальной розницы, которая сможет предложить товар потребителю в доступном месте по конкурентным ценам».
Говоря о нелегальной алкогольной продукции, В. Мишеловин назвал ее главной угрозой для добросовестной конкуренции. Одним из важных мероприятий в борьбе с контрафактом он назвал внедрение ЕГАИС в рознице. «Внедрение системы ЕГАИС – это один из способов снижения продаж нелегальной продукции. И если сетевой ритейл с ее внедрением может справиться своими силами, то несетевую торговлю необходимо поддержать. В ближайшие годы ЕГАИС должен стать для розницы конкурентным преимуществом, потому что на рынке останутся только те магазины, которые смогут обеспечить высокий уровень контроля продаж алкогольной продукции», – заявил он.
Мы согласны практически со всем, что говорил В. Мишеловин, но пока не видим путей реализации его задач. Например, установка ЕГАИС в крупном и среднем сетевом ритейле даст нулевой эффект в борьбе с нелегальной продукцией в этом секторе, в том смысле, что не снизит ее рынок и объем по одной простой причине – ритейл уже достаточно напуган и старается с нелегальной водкой не работать, ее там и так практически нет. А вот потребителю в этой ситуации будет проще – он будет знать, что в сетевом ритейле только легальная продукция. А магазины у дома как-нибудь да выкрутятся.
Но государство пока даже не представляет, как мощно укрепит введение ЕГАИС в легальной рознице так называемую альтернативную розницу при новых ценах на алкоголь. Цены на легальную водку опережают сегодня финансовые возможности 50% ее потенциальных потребителей. Самая дешевая легальная водка в России сегодня исходя из исторического опыта последних 15 лет не должна стоить дороже 120 рублей, и даже рост ставки на 10% в год уже слишком велик для нее. И если даже правительство решит заморозить ставку акциза в 500 рублей (реальная легальная цена бутылки водки в рознице от 245 рублей), то ждать прихода отставшей от легального сектора и цен за последние три года группы потребителей придется не менее трех лет (и на этот счет есть опыт Польши начала 2000-х).
Пожалуй, надо было делать две вещи:
- не повышать акциз на крепкий алкоголь, заморозив его на 3-4 года, хотя бы на уровне 2010-го, введя сразу реальную МРЦ 115 рублей; только в этом случае можно было делать упор на сокращение производителей нелегальной продукции;
- выдавливать всеми силами нелегальный алкоголь из розницы, сделав это политической задачей (при розничной цене в 100-110 рублей за легальную бутылку водки снизить долю нелегальной водки до 20% было реально при мощном силовом давлении на легальную розницу).
В результате потеряны несколько лет реформы, рынок стал неуправляемым (ведь его 65% приходится на подпольно-нелегально-суррогатный сегмент).
Конечно, можно, сегодня душить розницу и сокращать легальные торговые точки, но это бесполезно. Если есть более 30 млн потребителей, которым легальный крепкий алкоголь не по карману, то у них уже есть своя розница, которую не победишь – слишком поздно.

http://www.foodmarket.spb.ru

Вадим Дробиз,
директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА)

Перейти к списку материалов раздела »